Главная » Публикации » Руководство по штриховому кодированию

Руководство по штриховому кодированию

ВЫ ВСТУПИЛИ (ИЛИ ВСТУПАЕТЕ) В ЮНИСКАН

Оглавление 

1. Вашему предприятию присвоен регистрационный номер
2. Присвоенный предприятию номер уникален
3. Как используется регистрационный номер
4. Разным товарам нужны разные номера
5. Для чего нужен на товаре штриховой код EAN
6. Штриховой код на единичной и групповой упаковках
7. Штриховой код на транспортной упаковке
8. Размеры символа штрихового кода EAN/UPC
9. Штриховой код для малоразмерных упаковок
10. Расчет контрольного разряда
11. Какого цвета может быть штриховой код
12. Как заказать печать штрихового кода
13. Вы можете сами напечатать штриховой код
14. Где заказать фильм-мастер, купить оборудование и расходные материалы


1. ВАШЕМУ ПРЕДПРИЯТИЮ ПРИСВОЕН РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР

Вы вступили в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН/ GS1 Russia и получили свидетельство о присвоении Вашему предприятию регистрационного номера в системе GS1. 

GS1 (до 2005 г. EAN International) - это добровольная некоммерческая неправительственная международная ассоциация. Она состоит из Национальных организаций, представляющих систему GS1 на региональном уровне и имеющих исключительное право использования товарного знака «GS1» - брэнда, выработанного в 2005 г. для создания единой, действительно глобальной организации с общим названием. 

В Российской Федерации Национальной организацией товарной нумерации - членом GS1 является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / GS1 Russia . В настоящее время она насчитывает около 13 тысяч предприятий. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (ЮНИСКАН/GS1 Russia ). 

Регистрационный номер предприятия GCP (Global Company Prefix, англ.) отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, 460700952). 

Первые 3 цифры кода EAN называются префиксом Национальной организации. Их присваивает GS1 (460, 461, 462 и т.д. до 469 включительно присвоены ЮНИСКАН/ GS1 Russia ). 

Существует заблуждение, что по первым цифрам штрихового кода можно определить страну происхождения товара. Это не так. 

Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой Национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие. 

Система Gs1 по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды. 

Предприятие имеет право определить в Национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько Национальных организаций одновременно. Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации - члены GS1стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим штриховым кодом (например, для России с префиксами 460, для Бельгии- с префиксами 540-549 и т.д.). 


2. ПРИСВОЕННЫЙ ПРЕДПРИЯТИЮ НОМЕР УНИКАЛЕН

Регистрационный номер состоит из префикса национальной организации, который присваивает GS1 (например, 460 - ЮНИСКАН / GS1 Russia ) и номера предприятия внутри национальной организации (например, 700952 - АОЗТ "НЕОПласт"): 
460700952.

Регистрационный номер, полученный Вашим предприятием в ЮНИСКАН/ GS1 Russia (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. 

 
GS1 следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСКАН/ GS1 Russia ) следит, чтобы никому в Ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 700952. 

Если в GS1 Russia (460) под номером 700952 зарегистрировано предприятие "НЕОПласт", то в GS1 Греция (520) под номером 700952 будет зарегистрировано совсем другое предприятие (например, какое-нибудь греческое). Именно национальные организации товарной нумерации, которой в России является Ассоциация ЮНИСКАН/GS1 Russia, обеспечивают уникальность присвоенных кодов в глобальном пространстве. 


3. КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР

На упаковку Вашей продукции наносится штриховой код EAN-13. Он представляет в графическом виде (штрихи и пробелы) 13 цифр номера товара EAN-13. Поэтому и имеет соответствующее название. Первые цифры этого кода - регистрационный номер предприятия в системе GS1 (например, 460700952). 

Если Ваше предприятие получило регистрационный номер, например, 460700952, то во всем мире только Ваша продукция будет иметь штриховые коды, начинающиеся с 460700952. 

Существует заблуждение, что расшифровав информацию штрихового кода EAN-13, можно узнать массу полезной информации. Это не так. На самом деле в штриховом коде EAN-13 закодирован номер товара EAN-13, который служит ключом к информации, хранящейся в тех или иных базах данных. Номер товара EAN-13 имеет следующую структуру: 
первые 3 цифры - это ПРЕФИКС или код национальной организации-члена GS1 (для ЮНИСКАН/GS1 Russia- 460-469); 
следующие 6 цифр - это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации; 
следующая группа цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия; 
последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати. 

Например, значение 4607009520018 может быть интерпретировано следующим образом:

460 700952 001   8

Префикс ЮНИСКАН/

GS1 Russia 

Номер предприятия "НЕОПласт"

внутри ЮНИСКАН

Продукция "НЕОПласт"

1-е наименование

Контрольный разряд 

 

4. РАЗНЫМ ТОВАРАМ НУЖНЫ РАЗНЫЕ НОМЕРА

Штриховой код EAN используется для уникальной идентификации продукции. Например, одинаковый по наименованию и характеристикам газированный напиток "Буратино" производства "НЕОПласт" в зависимости от вида упаковки должен иметь разные номера в штриховом коде:

Перечень продукции "НЕОПласт"  Номер товара EAN-13 
1.

Газированный напиток "БУРАТИНО"

Пластиковая бутылка 2,0 л 

 4607009520018
2.

Газированный напиток "БУРАТИНО"

Пластиковая бутылка 1,5 л

 4607009520028

Это очень важно!

· Одинаковая по названию и изготовленная по одной и той же технологии на РАЗНЫХ предприятиях продукция должна иметь разные номера EAN-13.

· Любое изменение в потребительских свойствах продукции (сорт, вес, вид и т.п.) должно повлечь за собой изменение номера EAN-13 на упаковке.

Уникальный номер продукции EAN-13 наносится на упаковку товара в виде штрихового кода EAN-13. Как это видно из предыдущей таблицы, номер EAN-13 точно соответствует конкретному наименованию и потребительским свойствам товара.

Один из изготовителей швейных изделий на этикетках всех моделей и размеров нанес один и тот же код с нулями в товарной части, например 4607009520001. Формально все выполнено. Торговля приняла продукцию на реализацию. Изготовитель понес затраты на штриховое кодирование и маркировку, но никто таким штриховым кодом реально воспользоваться не сможет.

 

5. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН НА ТОВАРЕ ШТРИХОВОЙ КОД EAN

Номер EAN-13 изображается на упаковке товара в виде штрихового кода EAN-13. Эти полоски и пробелы графического изображения штрихового кода очень хорошо понятны специальным приборам - сканерам. При считывании штрихового кода сканер из комбинации штрихов восстанавливает закодированный номер EAN-13 и передает его в компьютер или контрольно-кассовую машину.

В первую очередь штриховой код нужен в торговле. Если в магазине внедрена автоматизированная система, к которой подключены компьютерные кассы со считывателями штрихового кода (так называемые POS-терминалы от англ. Point of Sale - "Пункты продажи"), то наличие штрихового кода на всех товарах торгового зала позволяет сократить время обслуживания покупателей у касс (POS-терминалов). Кассиру достаточно специальным считывателем (сканером) считать номер EAN/UCC-13 с упаковки товара, чтобы на кассовом чеке зафиксировалось точное наименование покупки и ее цена.

Кроме того, при подключении всех контрольно-кассовых машин торгового зала к единому контролирующему устройству (компьютеру) в любой момент времени можно оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса на те или иные изделия (в случае со швейными изделиями оценить спрос на конкретные модели), заблаговременно сделать заказ на склад для восполнения запасов товаров на полках торгового зала.

Простое правило: штриховой код на товаре в магазине является эквивалентом как цены, так и наименования покупки. Если два товара отличаются по цене, то они должны иметь различные штриховые коды (номера EAN).

Для контроля и изучения спроса важно, чтобы товары с одинаковым наименованием и ценой, но с разными потребительскими свойствами (номер расцветки, номер модели) также имели различные штриховые коды (номера EAN-13).

 

6. ШТРИХОВОЙ КОД НА ЕДИНИЧНОЙ И ГРУППОВОЙ УПАКОВКАХ

Для считывания цены с упаковки товара на кассе, упаковка должна иметь номер EAN-13, напечатанный в виде графического символа штрихового кода EAN-13. Ранее мы рассмотрели структуру и составные части номера EAN-13. При этом номер остается номером. По сути это не более, чем набор 13 цифр, которые можно изобразить в виде штрихового кода.

Существует множество символик - способов изображения товарного номера и другой информации в виде штрихового кода. В качестве наиболее известных можно назвать EAN/UPC, Код 39, 2 из 5 чередующийся (Interleaved 2 of 5 - ITF), Кодабар, Код 128, Код 93, RSS, Composite, Код 49, PDF-417, QR-код, Микро-PDF и т.д. и т.п.

В соответствии с правилами GS1 на упаковку товара номер EAN/UCC-13 наносится в виде символа штрихового кода EAN/UPC. Эта символика (правила построения графического изображения) утверждена как международным стандартом ISO 15420, так и межгосударственным (СНГ) стандартом ГОСТ ИСО / МЭК 15420-2001 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи)".

Различаются единичная и групповая упаковки товара.

Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара (англ. Trade Item), которая проходит через кассу (например, пачка сигарет, жестяная банка напитка "Буратино").

Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет, упаковка из 6 банок "Буратино").

Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера EAN-13 (стоимость одной банки напитка и блока из 6 банок различная): 

ЕДИНИЧНАЯ
УПАКОВКА 
ГРУППОВАЯ
УПАКОВКА 
"Буратино",
жестяная банка 0,33л
1 штука
"Буратино",
жестяная банка 0,33л
6 штук в пленке
EAN-13
4607009520087
EAN-13
4607009520094 

Если на групповую упаковку нанесен штриховой код с номером EAN-13, то не должен быть виден штриховой код единичных упаковок. 

Штриховой код на групповую упаковку может не наноситься, если в качестве групповой упаковки используется прозрачная пленка, через которую виден штриховой код единичной упаковки. В этом случае кассир считывает штриховой код с одной из банок и вручную вводит в кассу их количество. 

Месторасположение штрихового кода на единичной и групповой упаковке должно быть удобным для считывания. В небольших магазинах используются дешевые контактные сканеры. Кассир держит считывающее устройство в руке и подносит его к каждому считываемому коду. 

В современных супермаркетах используются более сложные стационарные сканеры штрихового кода, которые монтируются в стол кассира или устанавливаются сбоку от ленты транспортера или кассы. При этом время контроля товара минимально, так как для считывания достаточно провести упаковкой по столу. 

В этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что штриховой код следует размещать на дне или боковых стенках групповых упаковок. При этом не следует наносить штриховой код на рифленые и сильно искривленные поверхности.

 

7. ШТРИХОВОЙ КОД НА ТРАНСПОРТНОЙ УПАКОВКЕ

Если в торговом зале магазина товары реализуются в единичных и групповых упаковках, то для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых упаковках помещаются в так называемую транспортную упаковку (картонная коробка, ящик, поддон и т.д.) 

На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер ITF-14. При этом используется графическая символика "2 из 5 чередующийся" (англ. Interleaved Two of Five - ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14: 

 

По сравнению с EAN/UPC cимволика ITF характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота - 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами. 

По 14-разрядному номеру можно определить EAN-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12 информационных разрядов EAN-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию

 

По материалам сайта: http://www.gs1ru.org